РУС БЕЛ ENG 中文

Выпускные экзамены: сопровождение психолога

План сопровождения экзаменов педагогом-психологом

 

СКОРО ЖДУТ ЭКЗАМЕНЫ. Советы психолога

«КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»

Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.

Для этого необходимо сделать несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.

Внимание! На одной карточке – один вопрос!

Теперь перемешай карточки, затем вытаскивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо – поставь на карточке крестик, если немного хуже – треугольник, если совсем плохо – квадрат.

Можно поиграть с другом или подругой в игру “Экзаменатор и испытуемый”.

При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного – где нарисован крестик.

Составь план повторения.

За два месяца до начала экзаменов распредели объем материала по неделям.

Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.

При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.

Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.

Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.

За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного “отлежаться”.

«КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ?»

Три основных положения сдачи экзамена

Хорошая подготовка.

– На экзамен надо прийти отдохнувшим.

– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.

В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.

Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.

Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.

Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!

Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.

Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

Техника сдачи экзамена.

Письменные работы

На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.

После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).

На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.

Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.

В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Устные ответы

оденься так, чтобы удобно себя чувствовать, поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.

 

ТЕХНИКА ПОВТОРЕНИЯ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.

Даты, фамилии, исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.

Повторяй материал большими частями.

Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.

Помни о перерывах в работе.

Не забывай о спорте.

Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания. Надеемся, что предложенные ниже рекомендации психологов помогут вам в успешной подготовке и сдаче государственных экзаменов и централизованного тестирования.

Кроме того, мы искренне надеемся, что наши советы помогут вам снизить экзаменационные страхи, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены, набрать высокий балл на централизованном тестировании и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдается:

нарушение ориентации, понижение точности движений;

снижение контрольных функций;

обострение оборонительных реакций;

понижение волевых функций.

Все это, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает во время экзаменов.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену или ЦТ, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Во-первых, способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.

Во-вторых, обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

И, наконец, составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Повторяйте материал по вопросам. Работая над учебным материалом, учитывайте основные закономерности запоминания.

Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Но помните, что после 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут. Полезно это время потратить на занятия спортом, погулять на свежем воздухе. Известно, что чередование умственной и физической нагрузки — это профилактика усталости. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора — не более.

Правильное питание — это тоже одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню рыбу, мясо, молочные продукты, грецкие орехи, овощи, фрукты, шоколад. Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.

Поддерживать работоспособность на должном уровне вам помогут следующие правила.

 

ПРАВИЛА ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Чередование умственного и физического труда.

Выполнение физических упражнений, среди которых предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т. к. это способствует притоку крови к клеткам мозга.

Выполнение несложной зарядки для глаз через каждые 20–30 минут занятий. Чтобы глаза отдохнули, выполните два любых упражнения:

посмотрите попеременно вверх–вниз (25 секунд), влево–вправо (15 секунд);

напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;

попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Минимум телевизионных передач!

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

Насыщать свой ум знаниями — значит развивать мышление. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам: «Почему?» и «Как?». Учитесь ставить вопросы и искать ответы на них.

Научитесь разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать их между собой — необходимое свойство мышления.

Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ того, что не до конца понимаете сами.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ

Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Так, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.