РУС БЕЛ ENG 中文

Рекомендации родителям: "Предупреждение психологических перегрузок"

09.10.2023

Рекомендации родителям: "Предупреждение психологических перегрузок"

  1. Внешние причины возможных психологических перегрузок у детей.

а) Физические:

-             нерациональное питание;

-             недостаток свежего воздуха (сокращение продолжительности прогулок, отсутствие режима проветривания помещений);

-             «враждебность» окружающей ребенка среды (неудачное цветовое и световое оформление, недоступность игрового материала, отсутствие возможности активно двигаться);

-            неблагоприятные погодные условия.

б) Социальные:

-             неправильная организация общения со взрослыми (преобладание авторитарного, либо попустительского стиля  воспитания, неустойчивость воспитательской позиции);

-             нарушение межличностных отношений с другими детьми (ребенок может быть отвергнут  сверстниками, стать объектом грубого, даже жестокого обращения);

-             отсутствие понятных детям и доступных для выполнения правил, регулирующих его поведение в условиях детского сада;

-             нерационально выстроенный режим жизнедеятельности детей (слишком продолжительные однообразные занятия, например, за столом, эмоциональная скудность занятий, слишком  частая и резкая смена деятельности).

  1. Причины психо-эмоциональных перегрузок, вызванные личностными и физическими особенностями самого ребенка.

-             патология или выраженные особенности физического развития (нарушения зрения, слуха, чрезмерная тучность и т.д., что вызывает физическую невозможность выполнения ребенком всей деятельности, предусмотренной программой ДОУ);

-             перенесенное заболевание;

-             сформировавшиеся в результате дисгармоничного стиля семейного воспитания  привычки поведения, которые  могут помешать ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада (привычка постоянно быть в центре внимания, добиваться своего капризами, чрезмерная боязливость, элементы деструктивного поведения и т.д.);

-             отсутствие автономности (зависимость от взрослых, беспомощность в ситуациях, когда приходится действовать самостоятельно);

-             осознание ребенком собственной неуспешности на фоне успешности других детей

Признаками наличия у ребенка психо-эмоциональных перегрузок могут служить следующие проявления (при условии, что ранее они не наблюдались):

  1. Изменения поведения:

-         беспокойство, непоседливость;

-         трудности засыпания и беспокойство во сне;

-         агрессивность;

-         проявление упрямства;

-         беспричинная обидчивость, плаксивость;

-         стремление что-либо сосать, много и жадно есть, или же отсутствие аппетита, отказ от еды;

-         стремление к уединению, боязнь контактов со сверстниками;

-         наличие навязчивых движений (подергивания, раскачивание, дрожание рук и т.д.)

-         дневной или ночной энурез.

  1. Изменение психо-эмоционального состояния ребенка:

-         рассеянность, невнимательность;

-         отсутствие уверенности в себе (ребенок ищет поддержки взрослых,

-         повышенная тревожность;

-         боязливость;

-         резкие смены настроения;

-         общее снижение настроения.

  1. Изменение внешнего вида:

-         ребенок может терять в весе (или стремительно набирать вес);

-         усталый вид, даже после несущественной нагрузки.

В случае возникновения у ребенка тревожных симптомов следует:

-         обеспечить ребенку режим наибольшего эмоционально благоприятствования (оградить от острых переживаний, создать спокойный позитивный эмоциональный фон, обстановку доброжелательности и понимания);

-         выявить причину стрессового состояния и по возможности устранить ее (возможно, с привлечением специалиста-психолога);

-         при подозрении на состояние хронического стресса непременно нацелить родителей ребенка на незамедлительное посещение врача-невропатолога.

 

Рекомендации для родителей учеников средних и старших классов

 

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:  - бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.; - эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;  - культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятии, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.  2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.  3. Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.  4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.  5. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.  6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.  7. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.  8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.  9. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.  10. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.  11. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7—8 — до 3, 8—9-х классов — до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.  12. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых