РУС БЕЛ ENG 中文

Профилактика Интернет-рисков для несовершеннолетних

Доступность сети Интернет, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками Интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают детей и подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Используя широкие возможности Интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих информационных запросов, причем гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в Интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста - в самостоятельности и автономии.

За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет-сервисов.

Основные опасности сети Интернет: порнография, в том числе детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий), Интренет-зависимость.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями. Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни.

Профилактика Интернет-рисков

Компетентные органы нашей страны принимают меры по решению данной проблемы. Так, в Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. 

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи.

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка.

Ваше внимание – залог безопасности ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить имущество, повышать голос – это уже повод задуматься и начать действовать.

Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать
с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах. Освойте вместе
с ребенком правила безопасного поведения в Интернете, посмотрите вместе
с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Корректно проводите осмотры тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути). 

Симптомы включения ребенка в игру смерти: нарушения сна, нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее, безразличие к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: они перестают умываться, чистить зубы, неопрятно одеваются. Публикация в соцсетях мрачных образов или цитат, связанных со смертью. Действия, которые можно трактовать как прощание: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям!