РУС БЕЛ ENG 中文

Рекомендации по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми

Для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком целесообразно выполнять ряд рекомендаций:

​          Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самооценки

​ Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость

​ Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск

​ Поощрять самостоятельное мышление

​ Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая

​ Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы

​ Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей

​ Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относиться к их мнениям и проблемам.

Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребёнка.

Есть такая притча. Пришёл китаец с рисового поля после трудового дня, стёр со лба пот. Домашние спрашивают: «Чем ты занимался?»- «Я помогал рису расти». Его жена выглядывает из окна и видит, что всё поле усеяно выдернутыми из земли ростками. К сожалению, многие родители одарённых детей тоже «помогают ребёнку расти», не подозревая, что…

​ Не надо связывать с ребёнком каких-то сверхожиданий.

​ Нельзя обучать насильно.

​ Надо исходить из возможностей ребёнка на конкретном этапе.

Одаренность может быть как общая, проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интересов, так и специфическая, например, музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская.

При выявлении одаренных детей более це​лесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

​различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);

​специальные психодиагностические тренинги;

 оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

​оценивание конкретных продук​тов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

​организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортив​ных соревнований, творческих конкурсов, фести​валей, смотров и т. п.;

​проведение психодиагностического исследо​вания с использованием различных психометри​ческих методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

          Решение проблемы одаренности возможно лишь при сотрудничестве всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов.