Рекомендации по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми
Для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком целесообразно выполнять ряд рекомендаций:
Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самооценки
Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость
Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск
Поощрять самостоятельное мышление
Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая
Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы
Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей
Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относиться к их мнениям и проблемам.
Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребёнка.
Есть такая притча. Пришёл китаец с рисового поля после трудового дня, стёр со лба пот. Домашние спрашивают: «Чем ты занимался?»- «Я помогал рису расти». Его жена выглядывает из окна и видит, что всё поле усеяно выдернутыми из земли ростками. К сожалению, многие родители одарённых детей тоже «помогают ребёнку расти», не подозревая, что…
Не надо связывать с ребёнком каких-то сверхожиданий.
Нельзя обучать насильно.
Надо исходить из возможностей ребёнка на конкретном этапе.
Одаренность может быть как общая, проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интересов, так и специфическая, например, музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
специальные психодиагностические тренинги;
оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Решение проблемы одаренности возможно лишь при сотрудничестве всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов.